Доступная среда

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: «Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами».

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.



Нормативные правовые акты

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции»

Закон РФ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г.

Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 «О порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг»

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)



Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в школе
Специально оборудованные учебные кабинеты Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.

В настоящее время в школе и СП «Детский сад» дети — инвалиды не обучаются.

При поступлении в образовательное учреждение дети — инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Оборудованные учебные кабинеты для проведения практических занятий для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Обучающиеся обеспечены учебниками на 100%,  в т.ч. специальными учебниками обеспечены обучающиеся  с легкой умственной отсталостью.

Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Образовательная организация имеет спортивный зал, тренажерный зал, оснащенные всем необходимым спортивным инвентарем.

Спортивный зал оборудован раздевалками, душевыми.

Имеется стадион с футбольным полем, открытое плоскостное сооружение открытого типа с волейбольной и баскетбольной площадками.

Объекты спорта для  использования инвалидами с малой подвижностью отсутствуют.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Средства обучения и воспитания,  приспособленные для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Имеются в наличии следующие средства обучения и воспитания:

— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,  атласы, раздаточный материал);

— электронные образовательные ресурсы;

— аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.);

— наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.);

— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты и др.);

— учебные приборы (физические приборы и др.);

Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными       возможностями здоровья.

Имеющиеся формы обучения:

— по индивидуальному учебному плану,

— при наличии медицинских показаний и соответствующих документов  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Пандусом, поручнями, кнопкой вызова и др. средствами доступа в здание школа не оборудована.

Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений  отсутствуют.

Специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование) отсутствует.

При входе в здание имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации,  выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля  на контрастном фоне.

Специальные условия питания обучающихся Для обучающихся  предусматривается организация горячего питания по циклическому меню.  Питание обучающихся осуществляется в школьной столовой на 60 мест, оснащенной необходимым технологическим оборудованием, на договорной основе с ООО «Винегрет».  Столовая расположена на 1 этаже. В коридоре рядом с обеденным залом  расположена зона для мытья рук: раковины с подачей горячей воды, 2  электросушителя для рук. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объеме 5 дней в неделю. 

Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов  организовано бесплатное двухразовое горячее питание.

Классные руководители 1-4 классов сопровождают обучающихся в столовую.

Специальные условия охраны здоровья 

 

 

Здание  оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и обеспечения медицинского обслуживания обучающихся заключен договор с ГБУЗ КО «Гвардейская центральная районная больница». Медицинское обслуживание осуществляется фельдшером ФАПа пос. Славинск.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.

Сопровождение обучающихся включает в себя психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, социально-педагогическую диагностику развития обучающихся. ППк выступает координатором деятельности всех специалистов.

Оборудован кабинет психолога и логопеда.

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СШ им. Д. Сидорова пос. Славинска»  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Школы  оснащена  электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке школы посредством Wi-Fi.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Электронные ресурсы

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Оборудование и технические средства в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг. Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг — индивидуального обучения/обучения на дому.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат Интернат и общежитие, в том числе приспособленный для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Интернат и общежитие, в том числе приспособленный для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.