История нашей школы

История моей школы

от Гольдбахской школы до средней школы имени Дмитрия Сидорова посёлка Славинска


Какое гордое призванье —
Давать другим образование —
Частицу сердца отдавать, …

У каждого человека есть место, где он родился и вырос, где получил первое напутствие от родителей и учителей, откуда сделал первые шаги в большую жизнь, где живут и трудятся на протяжении нескольких поколений его родные. Это близкое и родное место зовется малой родиной. Именно с ней у тебя связаны самые радостные, самые теплые воспоминания. И где бы ты ни был, куда бы тебя не забросила потом судьба, ты всегда будешь помнить о ней. Тебя всегда будет тянуть сюда… Родину надо любить. И до тех пор, пока ты помнишь об этом, ты — Человек!

Предметом моего исследования стала история моей родной школы. Почему я решила заняться таким исследованием? Мне пришла мысль о том, что необходимо оставить для следующих поколений свидетельства очевидцев, участников школьной жизни, вершителей ее истории.

«С чего начинается Родина?..»

Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних — это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой школы свое лицо, своя неповторимая история. У нашей школы она особенная….. И я сегодня расскажу вам много интересного и удивительного из истории нашей школы.


Немного истории

Предметом изучения большой истории всегда является судьба народа и государства на каком-то этапе своего существования. Пишут такую историю известные и именитые профессора, ученые, исследователи. Но есть другая история – история края или города, которая близка и понятна человеку, живущему в этом самом крае или городе. Пишут ее местные краеведы, собирая по частицам воспоминания, интервью, исторические материалы и газетные публикации.

В ходе моего исследования я хочу выяснить, когда была создана наша школа, как развивались и сохранялись на протяжении десятилетий школьные традиции. Я хочу собрать сведения о педагогах и учениках прошлых лет.

На пути своего исследования я встретила немало трудностей. Во-первых, никто до этого серьезно не занимался летописью школы и сведения были разрозненными. Во-вторых, многие первые учителя, стоявшие у истоков школы, уже не работают в школе или же их нет в живых.

Тем не менее, мне удалось собрать материал из истории нашей школы. Первым шагом на этом пути стали рассказы учителей — ветеранов, которые сами учились в этой школе когда-то, а теперь уже много лет работают. В частности, рассказ учителя немецкого языка Ховавко Н.Н. Сведения, которые я получила от нее, стали важной информацией в моем исследовании. Наталья Николаевна рассказала о первых учителях, о создании школы. Также интересной была встреча с Еленой Романовной Власовой-Рывкиной, выпускницей школы и много лет проработавшей учителем начальных классов.

Интересным было и воспоминание односельчан, окончивших школу в разные годы ХХ столетия: В.В.Кузнецовой, М.Ф Ивановой, Е.Р.Власовой, Г.В. Леутиной, О.П.Червоткиной, Н.А.Каняускас, А.А.Кузнецовой и многих других.

Также мне помогли документы школьного архива: старые приказы по школе, книга записи педагогического состава школы и фотоматериалы из музейного альбома.


Довоенная история школ округа

Деревня Гольдбах была основана в 1300-1302 годах Хельвингом Гольдбахом. Название Гольдах переводится как «золотой ручей». В XIV веке в Гольдбахе была построена кирха, перестроенная в 1706 году. В 1636 году курфюрст Георг Вильгельм заложил Гольдбах Симону Янсену, который происходил из тюрингской деревни Гольдбах, расположенной около Готы. Есть факт, что победившие ордена очень часто давали новым земельным владениям их имена (фамилии). Гольдбах был основан в размере от 50 копыт (дворов), 6 копыт получала Schulz и 4 копыта получала церковь. Имелись в то время здесь 18 крестьянских земельных наделов.

После народных школ Тапиау (Гвардейск), Веллау (Знаменск) и Алленбурге (пос.Дружба. Правдинского района) народная школа Гольдбаха была самой большой в районе Веллау – 182 ученика обучались в трех классах, тремя учителями.
2946 жителей относилось к епархии Гольдбаха.

В епархии Гольдбаха имелись следующие школы: Фритишнен (Ельники) — 39 учеников – 1 (Солдатово) учитель; Гольдбах — 182 ученика – 3 учителя; Гросс Кейлау (Поддубное) — 65 учеников – 2 учителя; Мотерау (Забарье) — 91 ученик – 2 учителя; Роддау Перкукен (Нахимово) — 87 учеников – 2 учителя; Гросудерталь (Демидово) — 75 учеников – 2 учителя. Всего учителей – 12 человек.

В немецких народных школах учились 8 лет: с 6 до 14 лет. «Выпускным» для немецких детей был обряд конфирмации — вступления в церковную общину. Учебный год начинался 1 апреля. Обучение велось в первую смену, во второй половине дня дети помогали родителям по хозяйству. Система оценок была сначала пятибальной, затем (с 1940-х) шестибальной, причем «кол» считался высочайшей оценкой, а «шестерка» обозначала «знания хуже некуда». Поэтому дети, когда хотели ответить, поднимали не руку, как у нас, а указательный палец. Основными учебными предметами были: религия, физическая культура, хоровое пение и языки. Большое внимание уделяли при воспитании девочек рукодельному делу. Ведь девушки – это будущие хозяйки, которые должны были уметь делать все по домашнему хозяйству. Учителей не допускали в народные школы без музыкального образования и своего инструмента. Большое внимание в школах уделяли краеведению. Раз в месяц был день путешествий — обязательная экскурсия куда-либо. Профессия «учитель» по престижу стояла на 3 месте после лесничего и бургомистра.


Послевоенная история

23 января 1945 года соединения 5-го гвардейского стрелкового корпуса под командованием генерала И.С. Безуглого овладели опорным пунктом Гольдбах и продолжили наступление на Кёнигсберг. В поселке был устроен госпиталь. В 1946 году Гольдбах был переименован в Славинск.

В августе этого же года вместе с первым эшелоном переселенцев в Славинске поселились семьи из разных областей СССР .
В сентябре 1946 года была организована неполная семилетняя русская школа, так как в округе уже проживало более 30 семей переселенцев. «Семилетняя школа просуществовала до 1958 года. С 1958 года школа была переобразована в восьмилетнюю школу». В первую смену учились немецкие дети, во вторую смену — русские. Школа была расположена в здании местной немецкой школы, которая почти не пострадала во время военных действий. Немецкую школу в народе называли «красной», так как она была построена из красного каленного кирпича. Школа была двухэтажная. На первом этаже в просторных кабинетах с большими и высокими потолками обучались дети начальной и средней школ. С 1947 года в Славинске и округе количество переселенцев увеличилось по сравнению с местным немецким населением. Детей стало больше и наполняемость классов стала до 15-20 детей. Одновременно заработала школа в пос. Осиновка. В 1948 году Калининградскую область покинули последние местные жители — немцы. В этом же году в Калининградскую область приехали новые переселенцы из Калужской области и Украины. По данным архива мы выяснили периоды развития школы:

  • 1946 — 1947 г.г.- начальная русская школа пос. Гольдбах;
  • 1947 – 1958 г.г. — семилетняя Славинская школа;
  • 1958 – 1967 г.г. – восьмилетняя Славинская школа;
  • 1967 – 1989 г.г. — десятилетняя Славинская школа;
  • 1989 – 2016 г.г. — одиннадцатилетняя СОШ пос. Славинска;
  • с 2016 – МБОУ «СШ им. Д. Сидорова пос. Славинска»;

Директора поднявшие школу

В первые годы мирной жизни, после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. особую роль уделяли образованию. Ведь миллионы детей на протяжении нескольких лет не могли обучаться в школе. После окончания войны в стране ощущался большой недостаток учителей. В первом послевоенном пятилетнем плане предусматривалось расширение подготовки кадров высшей и средней квалификации, в том числе и учителей.

В августе 1945 года было принято постановление СНК СССР «Об улучшении дела подготовки учителей», в котором были сформулированы важные требования к подготовке учителей.

Великая Отечественная война приковала внимание педагогической науки к тем проблемам, которые диктовались новой, военной обстановкой. Особенно важными становятся проблемы воспитания советского патриотизма, сознательной дисциплины и организованности, мужества и воли. Особое значение приобретает проблема общественно- полезного труда школьников.
По всей стране от Прибалтики до Кавказа открывались новые школы. Часто они располагались в больших, уцелевших после войны, домах и зданиях. В Калининградской области острой нехватки зданий для учебы не наблюдалось. Изучая историю образовательных учреждений Гвардейского городского округа мы увидели, что до 1990 г. в нашем районе сохранились здания школ довоенной постройки. В послевоенный период в немецких зданиях были открыты школы в следующих поселках: Славинск -1946 г., Осиновка -1947, Малиновка- 1946 г, Гвардейск -1945г. октябрь, Знаменск – 1946 г, Озерки -1946, Комсомольск- 1947, Талпаки- 1946, Зорино — 1946 г, Большие горки- 1947, Красный Яр – 1946 год.

Острая нехватка педагогов или же, как говорили, педагогический голод, ставил в тупики отделы народного образования по вопросу о назначении директоров школ. Ведь какая бы ни была школа — начальная , неполная или средняя, школе требовался руководитель.

Изучая историю Славинской школы, мы выяснили какое количество директоров занимали эту должность, год их работы в должности директора и как относятся они к современной системе образования. Первым директором семилетней школы пос. Славинска стала по приказу № 14 от 08.08.1946 г. по Тапиаусскому району – Иванова Н.И.

Представляем всех директоров нашей школы:

1. Иванова Нина Ивановна — сентябрь-октябрь 1946г. (полтора месяца);

2. Перегудова Анна Владимировна 1946, 1 месяц – ноябрь;

3. Синаева Анна Ювеналовна 1946- 1947, 1,5 года;

4. Дмитровская Елизавета Петровна 1947-1949. учитель русского языка и литературы, 3 года;

5. Николаева (Левченко) Анна Глебовна 1949-1954 г.г. работала на должности директора семилетней Славинской школы 5 лет;

6. Симоненко Федор Ильич 1954 — 1971гг. по специальности учитель физики,17 лет;

7. Клещонок Николай Анисьевич 1971-1974 гг. учитель истории, 3 года;

8. Попытак Мария Анатольевна 1974 — 2001гг., 27 лет, учитель русского языка;

9. Шелунц Вера Григорьевна 2001-2008 гг. 7 лет, учитель русского языка и литературы;

10. Юшкова Наталья Петровна 2008 — 2016, 8 лет, учитель иностранного языка;

11. Кочетова Людмила Николаевна с 2016, учитель истории и обществознания;

Изучая документы из архива школы, я узнала, что при каждом директоре были введены новые правила, распорядок, акции и.т.д.

• Например с директорства Анны Глебовны Левченко были введены следующие правила: «уход за памятниками погибших воинов в ВОВ», далее после реконструкции и уход за мемориальным комплексом «Офицерское кладбище»;

• С 1954 года при директорстве Симоненко Ф.И. школьники выращивали свой школьный огород и все продукты шли на питание детей, а зимние запасы хранили в погребе (построенном еще немцами);

• При директорстве Клещонка Н.А. все старшеклассники (7-10) оказывали помощь ветеранам и инвалидам ВОВ, которые проживали в округе;

• При директорстве Попытак М.А. велась активная работа по поиску родственников, захороненных на офицерском кладбище, был разработан проект акции «Пока горит свеча» и уже на протяжении 25 лет школа продолжает эту работу. Произошло открытие первого школьного музея;

• Политинформацию по средам ввела в школьную жизнь В.Г.Шеллунц;

• Первый кадетский класс, открытый в Гвардейском городском округе,был организован в Славинской средней школе при директоре Юшковой Н.П.;

• Первые кадеты-казаки в области, юнармейцы, активные участники акции «Поезд памяти» и все новые технологии обучения в современной школе внедряет ежедневно нынешний директор Людмила Николаевна Кочетова.


Современная школа

В 2021 году наша школа отметила свое 75 — летие. История нашей школы делится на 6 периодов развития обучения. В 1986 году школа «переехала» в новое здание, и это был еще один период для Славинской школы.

Старая школа, новая школа… Я эти слова очень часто слышу во время разговора учителей, односельчан. А еще хочу сказать: однажды я услышала разговор моей бабушки с дедушкой о школе, в которой они живут. На мой вопрос:«Почему в школе живете?» — , моя бабушка рассказала историю их переезда в Калининградскую область и как им выделили на проживание это здание, которое была ранее школой. Когда построили новое здание, школа «перешла» туда, а это здание «старой школы» долгое время пустовало, пока нас сюда не поселили. И по сегодняшний день односельчане говорят: «Живут в старой школе».

Новая школа была построена в 1986 году. Это была современная школа, с большими классами и лабораториями, спортивным и актовым залом. Просторная столовая и буфет. Радости не было границ, как у учеников, так и у учителей.

С 1986 года школа меняется на глазах у односельчан. Наша школа является ресурсным центром по гражданско-патриотическому воспитанию среди образовательных учреждений Гвардейского городского округа. Акции и традиции, которым верны учащиеся нашей школы, уже на протяжении нескольких десятилетий прочно вошли в историю не только нашей школы, но и всего округа. У нас есть в школе традиционные мероприятия: Акция «Пока горит свеча» — 8 мая, «Мы этой памяти верны» — субботники по уборке мемориального комплекса «Офицерское кладбище», патриотическая акция «Сирень Победы», «Бессмертный полк», «День памяти Дмитрия Сидорова – выпускника школы» и т.д.

В нашей школе появились первые кадеты, был открыт первый кадетский класс в Гвардейском городском округе. На протяжении 12 лет учащиеся нашей школы являются активными участниками акции «Поезд Памяти». Более 10 лет школьный музей им. Д. Сидорова является не только самым лучшим в Гвардейском городском округе, но и занимал призовые места в области среди школьных музеев. Именно учащиеся нашей школы становятся уже три года подряд участниками Всероссийского военно — исторического лагеря «БОРОДИНО» — 2016, 2017, 2018 г.г.. Основателями первого юнармейского движения нашего муниципалитета тоже являются учащиеся нашей школы. У нас в школе расположен штаб юнармейского движения местного отделения ВВПОД «ЮНАРМИЯ». На протяжении двух лет именно в нашей школе в торжественной обстановке принимают в ряды «ЮНАРМИИ» учащихся школ Гвардейского городского округа.

Учащиеся нашей школы с гордостью произносят слова: «Мы учимся в школе имени Дмитрия Сидорова». История присвоения школе имя нашего выпускника Дмитрия Владимировича Сидорова знают учащиеся нашей школы с 1 класса.

Каждый день, приходя в школу, я открываю дверь и вижу моих одноклассников, учеников нашей школы, их светлые, ясные глаза и добрую улыбку. Я вместе с ними делаю открытия, вместе с ними делаю первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир.
Учителя помогают ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Учат правильно действовать в различных жизненных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником – такими являются учителя нашей школы.

Я люблю свою школу и очень рада, что судьба дала мне возможность учиться именно в такой школе.Мы должны сделать школу местом, где приятно проводить время, как было в истории в прошлом. Ведь в переводе с древнегреческого слово «школа» означает «досуг» — место, где приятно проводят время.

В моём понимании современная школа – это школа успеха, здоровья, инновации, методики, творческого потенциала – вот те слова, которые чаще всего звучат в новой школе. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и ученика в педагогическом процессе, где ребёнок является солнцем , вокруг которого вращается всё, где каждый ученик талантлив по-своему.

Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие, социальное, физическое, эстетическое, нравственное. Я считаю, что эти стороны развития были востребованы вчера, остаются таковыми сегодня и будут не менее актуальны завтра, только достигать их нужно по-новому, чтобы в наших глазах учителя смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда, когда мы, ученики, поступим в ВУЗы и в другие профессиональные образовательные учреждения и будем гордиться знаниями, полученными в родной школе, своими учителями, которые помогли нам в выборе профессии.


Интервью с директором школы Кочетовой Л.Н

(вопросы составлены учащимися 8 класса)

1. Когда вы решили стать учителем, сколько вам было лет?
Я решила стать учителем, когда пошла в первый класс. Мне было 7 лет. Всегда знала, что буду учителем и хотела этого.

2. Это был ваш осознанный выбор?
Это был абсолютно осознанный выбор, несмотря на такой юный возраст. Решающую роль в моём выборе сыграл пример моей первой учительницы: Максимовой Галины Васильевны… я очень хотела быть на неё похожей: доброй и терпеливой учительницей

3. Учась в школе, вы задумывались над вопросом «если бы я была директором» то…?
Учась в школе, я не задумывалась про то, что стану директором……

4. Трудная, ответственная, серьезная, веселая и интересная работа «Директор школы» что бы вы поставили на первое место?
Ответственная прежде всего…так за тобой стоят судьбы людей: учителей и учеников…..Конечно, трудная, но очень интересная и любимая работа.

5. Если бы вы были волшебником,что бы вы изменили в школе в первую очередь?
Я бы очень хотела, чтобы наша школа соответствовала всем современным требованиям. Прежде всего нужны высококвалифицированные кадры, которые могут увлечь детей и вести за собой. Очень хочется оснастить школу новейшим оборудованием: сделать современные лаборатории, библиотеку превратить в современный информационный центр, оснастить лингвистический кабинет… сделать капитальный ремонт,фасад, чтобы наша школа была ярче и лучше…

6. Какое будущее вы хотите для нашей школы?
Процветающая конкурентоспособная школа, способная каждого ученика подготовить к успешной взрослой жизни. Чтобы у нас было учеников 500 — 10000.

7. Людмила Николаевна, как вы смотрите на то, чтобы в школе 1 раз в месяц или же в четверть устраивали день вопросов и ответов. Вся школа соберется в актовом зале и присутствующие будут задавать вопросы вам, а вы будите отвечать, например как у президента?
Я согласна… давайте попробуем!!!

8. В трудную минуту к кому вы обращаетесь?
К семье……семья поддержит в любой ситуации. К своей коллеге и подруге — прекрасному учителю — Якушонок И. В., а так же к другим коллегам по работе — советуемся, так как вместе легче!!!

9. Ваша мечта?
Моя мечта по работе: сделать нашу школу ещё лучше. Личная: почаще иметь возможность отдыхать, бродить у моря, например…

10. Ваши пожелания учащимся школы

Дорогие мои ученики! Я Вас очень люблю и не представляю своей жизни без вас. Желаю вам уважать всё, что делают для вас учителя, ценить их труд. Желаю вам понять, что, даже, если приходится вас ругать — всё для вашего блага! Очень хочется, чтобы вы нашли своё место во взрослой жизни, чтобы у каждого из вас была любимая семья и работа. Любите свою школу! Будьте патриотами своей РОДИНЫ!!!! Старайтесь сделать мир вокруг себя лучше!!! Помогайте людям! Не совершайте того, о чём потом придётся жалеть… Всегда подумайте, прежде, чем что-то сделать…


Воспоминания бывших учеников, учителей

В. Кузнецова.  «Приехали мы в Славинск в марте 1948 г. Старший брат сразу пошел в школу, а я еще нет. Играла во дворе с местными ребятишками- немцами. В школу пошла только в 1949 году, так как часто болела, жили ведь в землянке 6 лет. 1 Сентября 1949 года пошла в школу в 1 класс, детей было уже много, начальная школа была расположена не в «красной» школе, а в «белой», это рядом с кирхой. А «красная» школа была внизу под горкой, ниже кирхи. Школа была красивая с большими кабинетами. Детей было уже много и все разновозрастные. В первый класс ходили ребята от 7 до 13 лет и старше. Все хотели учиться. Изучали букварь, арифметику, родную речь, музыку и рисование. Спортивного зала не было, только со втором класса мы стали ходить в клуб и там зимой занимались спортом. После уроков все работали в совхозе, помогали родителям. Закончила 7 классов в 1956 году, был выпускной. После окончания школы поступила в строительное училище (СУ) г. Калининграда. После окончания училища работала с родителями в совхозе. Через несколько лет открыли вечернюю школу. Там я и получила среднее образование. С 1979 по 2008 год. работала в школе лаборантом».

Елена Романовна Рывкина-Власова. Местная поэтесса, почетный гость всех культурных мероприятий поселка – дочь участников и ветеранов ВОВ 1941-1945г. Роман Николаевич Рывкин с женой переехали в Калининградскую область в 1948 году. Ей тогда был 1 год. В школу она пошла в 1954 году. Училась хорошо. Закончила 8 классов ( уже с 1958 года школа была переведена на восьмилетнюю). По окончании поступила в Черняховское педучилище. В 1966 году после окончания педучилмща приехала работать в Славинск, распределили в пос. Осиновка. Из воспоминаний Елены Романовны: «С 1966 по 1968 год работала в Осиновской начальной школе, была она малокомплектной, у меня в классе сидели в два ряда 1 класс и 2 класс, по 6 и 7 учеников. В 3 и 4 по 10 учеников. Все старались, учились и очень много читали. С 1969 по 1976 год работала учителем начальных классов в Славинской школе».

Наталья Николаевна Ховавко. «Переехали в Калининградскую область из Карелии в 1959 году. Мне было 1 год. Из детства вспоминаю, как с мамой ходила в школу, помогала ей. Здесь все изначально казалось странным. Другая архитектура, дома, улицы, все напоминало чужое, но со временем родители привыкли к новому месту проживания.

В школу пошла в 1965 году и закончила в 1975 году. В этот же год поступила в Калининградский педагогический институт на филологическое отделения по специальности учитель иностранного языка. По окончании вернулась в Славинск в родную школу. С 1980 года и по сегодняшний день работаю учителем немецкого языка в своей родной школе.

Нина Федоровна Бойцова. В Калининградскую область переехала после окончания школы из Белоруссии для поступления в Калининградский педагогический институт. В 1959 году поступила на новый открывшийся факультет «Методика и преподавание начального образования». После окончания института ее направили в школу поселка Междуречье. В 1965 году переехала жить и работать в пос. Славинск, первые 4 года работала учителем математики, так как в институте сдавала дополнительные экзамены по высшей математике. С 1969 года стала учителем начальных классов. Работала в старой немецкой школе в «белой» (так называли в народе). В 1986 году перешли в новую школу, это был праздник для всех. Большие светлые классы. Топить дровами и углем не надо было. Пережили 90 годы, когда задерживали зарплаты по несколько месяцев, но никто не задумывался о том, чтобы бросить работу в школе. До 2005 года работала учителем начальных классов в Славинской средней школе. Остались одни приятные воспоминания от совместной работы с коллегами, часто звонят ученики, которым уже по 50 и более лет.

Вера Григорьевна Шеллунц. Свою педагогическую деятельность начала сразу после окончания Черняховского педагогического училища в Ольховской школе с 1968 года. С 1980 г. работала в Славинской школе. Одновременно с работой являлась солистом ансамбля Славяночка при доме культуры пос. Славинска. Вера Григорьевна на протяжении 10 лет вела все торжественные мероприятия как в Славинске, так и в Гвардейском районе. Больше всего ей запомнилось открытие мемориального комплекса «Офицерское кладбище» в пос. Славинск. Очень трогательно было, и волновалась как никогда, по сегодняшний день помнит все до мелочей. Очень ответственно относилась к своей работе. Организовывала кружок по МХК в школе. Ставили спектакли, показывали родителям. Проект «Пока горит свеча» впервые в районе организован был в Славинской школе, а организатором была В. Г. Шелунц. В 2010 году Вера Григорьевна ушла на заслуженную пенсию. Частым гостем нашей школы является Вера Григорьевна и мы всегда рады, когда школу посещают учителя — ветераны.


Результаты работы, итоги и перспективы

Каждый раз, выбирая тему для исследовательской работы, мы стараемся, что бы работа была интересна и для нас, и для наших сверстников, чтобы можно было поделиться результатами с общественностью, выступить перед родителями на школьных родительских собраниях. Эта тема является именно такой, потому что позволяет исследовать историю своей малой Родины. Ведь многие жители нашего поселка – выпускники нашей любимой школы. Итогом моей работы является материал о жизни нашего поселка в прошлом, настоящем и будущем, о культурно-нравственном воспитании, о патриотизме. Наша работа завершена частично. В перспективе у нас исследовательская работа о ветеранах школы, работа по сбору информации об их педагогической деятельности в стенах Славинской школы.

Занимаясь исследовательской работой, я пришла к выводу, что нет в Гвардейском районе школы с такой интересной и богатой историей, как моя школа. За 72 года школа приобрела свои традиции, которые умножают её славу. За годы существования школы было выпущено тысячи учеников: медики, педагоги, юристы, военные, моряки, депутаты и бизнесмены, работники культуры, торговли и сельского хозяйства и мн.др. Беседуя с выпускниками и учителями поняла, что нет среди них того, кто бы ни вспоминал о школе с ностальгией и доброй улыбкой. Мне было интересно узнать, как учились, чем занимались ученики прошлых лет. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.

Моя школа прошла долгий и нелёгкий путь. Думаю, она заслужила только слова признательности и благодарности, как от её выпускников, так и от её современных учеников. Мы гордимся своими учителями, как молодыми, так и ветеранами, выпускниками, которые уже вложили немалый вклад в образование, медицину, сельское хозяйство на процветание не только нашего поселка, но и нашей страны.

Но наш поиск не закончен, еще много страниц из истории школы остались не освещенными. Впереди много интересной работы…
К сожалению, невозможно охватить все, вспомнить каждого, ведь в школе ежедневно свершаются события, важные и не очень, но дорогие как воспоминания о детстве, юности, милых сердцу людях. Мы будем дополнять, продолжать эту очень важную работу, вносить изменения в летопись школы. Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением. После проделанной исследовательской работы у меня появилось ещё больше гордости за свою школу.

Подготовила: Шеллунц Диана Викторовна, учитель географии